Русская Утопия - компактный архитектурный депозитарий на 480 нереализованных проектов последних 300 лет
российской истории - малая часть фонда идей архитектурного переустройства России.
Каждая из этих идей когда-то была обращена в будущее, далекое или близкое, уже наступившее или еще нет, но
так в мечтах и оставшаяся. Принадлежащие профессионалам или любителям, детям или взрослым, пенсионерам или
студентам они (проекты или прожекты) составляют другую Россию, у которой - как у Утопии - нет места в
реальном пространстве. Эта страна похожа на настоящую, в ней те же архитектурные стили и то же
жизнеустройство. Но в ней больше парадных дворцов, монументов и мавзолеев, она больше устремлена вверх и,
иногда, отрывается от Земли.
Это Россия, которую мы потеряли и продолжаем терять. В этой метафоре - депозитарий представлен как
колумбарий, кладбище идей.
Здесь, например, рабочие чертежи одного из самых утопических сооружений XX века, 400-метрового Дворца Советов
(см. шкаф Д., секции II и III), не построенного не по причине технической невозможности, а по недостатку
денег. Обратите внимание и на города будущего (шкаф Ж., секции I, II, III); монументы (шкаф П., секции I, II,
III); или мосты (шкаф Ы, секция I).
Все материалы депозитария классифицируются по целому ряду параметров, из которых здесь представлены
типология, хронология, список авторов и проекции. Полный перечень выставляемых - сохраняемых проектов
представлен в каталоге.
Проекты этой части хранения доступны любому пользователю и вновь открыты для реализации. Функция в этих
проектах лишена прежней роли: мавзолей может стать павильоном, а павильон - виллой, также как визионерский
образ реинкарнирован в рабочий чертеж. Здесь депозитарий становится инкубатором.
Пространство компьютерных анимаций завершает метафору колумбария-депозитария, виртуально воскрешенными
проектами Кринского, Крутикова, Мельникова, Татлина, Весниных, Чернихова, Иофана, Леонидова, Голосова и др.
Синий цвет шкафов символически ассоциируется с цветом старых синек и компьютерных мониторов.
Оригинальные архивные материалы в целях безопасности заменены плоттерными копиями. Чернила для плоттерной
печати имеют свойство со временем расплываться и испаряться. Последних посетителей выставки ожидают случайные
миражи бумажных утопий.