Русская Утопия
Инсталляция
Русская Утопия - компактный архитектурный депозитарий на 480 нереализованных проектов последних 300 лет российской истории - малая часть фонда идей архитектурного переустройства России.

*

Каждая из этих идей когда-то была обращена в будущее, далекое или близкое, уже наступившее или еще нет, но так в мечтах и оставшаяся. Принадлежащие профессионалам или любителям, детям или взрослым, пенсионерам или студентам они (проекты или прожекты) составляют другую Россию, у которой - как у Утопии - нет места в реальном пространстве. Эта страна похожа на настоящую, в ней те же архитектурные стили и то же жизнеустройство. Но в ней больше парадных дворцов, монументов и мавзолеев, она больше устремлена вверх и, иногда, отрывается от Земли. Это Россия, которую мы потеряли и продолжаем терять. В этой метафоре - депозитарий представлен как колумбарий, кладбище идей.

*

Здесь, например, рабочие чертежи одного из самых утопических сооружений XX века, 400-метрового Дворца Советов (см. шкаф Д., секции II и III), не построенного не по причине технической невозможности, а по недостатку денег. Обратите внимание и на города будущего (шкаф Ж., секции I, II, III); монументы (шкаф П., секции I, II, III); или мосты (шкаф Ы, секция I).

*

Все материалы депозитария классифицируются по целому ряду параметров, из которых здесь представлены типология, хронология, список авторов и проекции. Полный перечень выставляемых - сохраняемых проектов представлен в каталоге.

*

Проекты этой части хранения доступны любому пользователю и вновь открыты для реализации. Функция в этих проектах лишена прежней роли: мавзолей может стать павильоном, а павильон - виллой, также как визионерский образ реинкарнирован в рабочий чертеж. Здесь депозитарий становится инкубатором.

*

Пространство компьютерных анимаций завершает метафору колумбария-депозитария, виртуально воскрешенными проектами Кринского, Крутикова, Мельникова, Татлина, Весниных, Чернихова, Иофана, Леонидова, Голосова и др.

*

Синий цвет шкафов символически ассоциируется с цветом старых синек и компьютерных мониторов.

*

Оригинальные архивные материалы в целях безопасности заменены плоттерными копиями. Чернила для плоттерной печати имеют свойство со временем расплываться и испаряться. Последних посетителей выставки ожидают случайные миражи бумажных утопий.

***

Выставки
  • Российский Павильон на Венецианской Биеннале (июнь - ноябрь 1996)
  • Нидерландский Архитектурный Институт, Роттердам (апрель - май 1997)
  • Государственный Музей Архитектуры, Москва (июнь - июль 1997)
  • Музейно-Выставочный Центр, Волгоград (декабрь 1997 - февраль 1998)
  • Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург (март - апрель 2000)

***